Pepe Finofinodelgado (finofinodelgado) wrote,
Pepe Finofinodelgado
finofinodelgado

Золотой петушок

Обычно писать о петушках следует осторожно, памятуя о неоднозначном отношении общественности, но в данном случае все ограничения снимаются, ибо наш петушок оказался курочкой.
Конечно, полностью раскрыть свой талант молодой сопранистке Еве Бодоровой не удалось,- кроме как "Ку-ка-ре-ку, царствуй, лёжа на боку" курочка больше ничего не поёт.
Правда, удалось покрасоваться на сцене в замечательном костюме (дизайн, скорее всего, был сплагиачен из дягилевского балета 1914 года).
Зато музыкальный и драматический талант раскрыл сочный баритон Борис Стаценко, отыгравшый выше всяких похвал.
Подкачал только постановщик Бертман.
Мы, как выходцы из постсоветских стран, получили от оперы Римского-Корсакова огромное наслаждение.
Но, боюсь что местные зрители отчитаются дома о совсем других впечатлениях.
Намёки, которыми Бертман наполнил оперу, относились к тем ярким явлениям девяностых, которые наврядли были известны или понятны немецкой публике.
Видимо, этим и объясняются прохладные отзывы об опере в прессе.
Но обо всём по порядку.

Золотой Петушок - это сатирическая опера, в которой высмеивается тогдашняя государственная элита.
Но когда смотришь это на сцене, с ужасом понимаешь: в стране ничего не изменилось за сто с лишком лет. Совершенно ничего. Абсолютно.
Пьяный совет в бане. Глупые, бездарные руководители - сыновья да кумовья. Со всех сторон окруженная врагами Россиюшка, и извечный вопрос:

только как нам быть с соседом, где исход найти всем бедам?

При решении этих сложных вопросов государственной важности необходимо проконсультироваться с гадалкой, да только бояре никак не определятся, какое гадание лучше: на квасной ли гуще, или на бобах:

- На бобах оно виднее.
- Гуща лучше!
- Боб вернее!


Единственного здраво рассуждающего человека, пытающегося образумить пьяных дурачков, причисляют к либерастам и предателям:

Царь Додон: Он с врагом не заодно ли? Рассердил меня до боли!
Гвидон: Он изменник! Для него царь не значит ничего!
Бояре: Бить его, берись дружнее! Бить его, вяжи злодея!


И здесь еще нет руки постановщика Бертмана, это всё еще первозданный текст оперы, либретто Бельского, какой-то там древний 1908 год.
Удивительно современно смотрится Римский-Корсаков в сегодняшних реалиях. Поразительно современно.
Для западного зрителя Бертман добавил в оперу немного сочной клюквы. Шикарная деревянная баня, где, собственно, и держат совет. Водка и пиво, льющиеся рекой. Огромный стол в партбюро, уставленный телефонными аппаратами, генерал с ядерным чемоданчиком, следущюий за царём по пятам, пьяные царские танцы, поразительно напоминающие нетрезво танцующего Ельцина из 1996-го. Три эпохи: царская, советская и современная России слились в единое нечто, грозное и жалкое, нищее и гордое, весёлое и грустное.
Кульминацией оперы и лучшей сценой постановщика я считаю возвращение армии царя Додона домой.
Сцена организована так, будто бы это выход из таможни аэропорта.
И вот открываются и закрываются дверки, и из глубины сцены, из таинственной заграницы, появляются солдаты Додона.
Увешанные шубами, несущие в руках голландские сыры и ноги хамона, в футболках "я люблю Америку" и в бейсболках, - сколько раз подобную сцену видели мы в наших аэропортах в девяностые?
Грозная армия превращается в кучку оглодалых людей, дерущихся за экземпляр журнала Плейбой.
Царя, не выполнившего своих обещаний, убивает петушок.
И только мудрый звездочёт, дистанцирующийся от этого сюрреалистического действа (хотя именно он дёргает за ниточки повествования), изречёт в конце вечную пушкинскую фразу:
сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!
Впрочем, добрые молодцы давно уже разучились видеть и слышать намёки.
Да и уроки истории, как показывает современность, ничему их не научили.
Грусть, печаль, тлен и боль.

Tags: Бертман, Германия, Золотой Петушок, Опера, Римский-Корсаков
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments